Решение вопросов по взысканию задолженности за коммунальные платежи и иных споров ЖКХ
Направление жалобы в жилищную инспекцию
Основной задачей жилищной инспекции является осуществление контролирующей функции за качеством предоставляемых населению коммунальных услуг и соблюдение законодательных норм РФ.
Полномочия жилищной инспекции включают:
- контроль предоставления коммунальных услуг;
- контроль сроков выполнения ремонтных работ, правил и нормативов;
- контроль за устранением выявленных нарушений;
- принятие мер по жалобам населения.
Когда стоит обращаться в жилищную инспекцию
Жалобу в жилищную инспекцию стоит направлять, если отсутствует реакция и меры на неоднократные жалобы в управляющую компанию или ТСЖ. Если ваши письма остались без ответа, а нормы Жилищного кодекса не соблюдаются, тогда вы вправе написать жалобу на управляющую компанию.
Алгоритм предполагает следующие действия:
- направляется жалоба на ЖКХ в жилищную инспекцию должна быть исключительно в письменной форме с обязательным указанием даты составления, подписью и ее расшифровкой;
- необходимо предоставить доказательства, что до обращения в инспекцию были предприняты неоднократные попытки обратиться в УК или ТСЖ (вторые копии заявлений или зарегистрированные номера телефонных звонков с указанием дат);
- в обязательном порядке при подаче жалобы на УК в жилищную инспекцию самостоятельно необходимо предоставить 2 копии, на одной из которых сотрудник поставит отметку о получении. Если работник отказал вам в проставлении отметки о регистрации жалобы, вам необходимо отправить ее почтовым отправлением с уведомлением о получении;
- при отправке жалобы на ТСЖ в жилищную инспекцию заказным отправлением, уведомление о получении вам нужно прикрепить к своему экземпляру жалобы.
В тексте жалобы необходимо указать:
- причину обращения;
- конкретное изложение в деталях сути проблемы;
- учреждения, в которые вы уже направляли обращения;
- укажите ссылки на статьи жилищного законодательства;
- предложения и рекомендации по решению вопроса;
Если ваша жалоба в государственную жилищную инспекцию отправляется от имени нескольких граждан, необходимы личные подписи каждого из них и телефоны, а также адрес для получения ответа.
Жилищная инспекция по полученным жалобам должна произвести проверку и выписать рекомендации для УК или ТСЖ по устранению нарушений. Если нарушения не будут решены в указанный срок, инспекция вправе привлечь управляющую компанию к ответственности в виде наложения административного штрафа ответственных лиц.
Также может быть направлена жалоба в жилищную инспекцию на соседей, которые нарушают права других владельцев квартир в многоквартирном доме. Изначально необходимо отправлять жалобу в жилищную инспекцию, и только при отсутствии ответа – в прокуратуру. Все претензии рекомендуется оформлять в такой последовательности. Жилищная инспекция может решить вопросы касательно возрастания тарифов, ошибок в расчете коммунальных услуг, текущего ремонта и содержания жилого дома, несоответствующего предоставления коммунальных услуг.
Специфика взыскания задолженности по коммунальным услугам
Вопрос взыскания долгов ЖКХ с населения актуален, поскольку требования законодательства и способы взыскания постоянно меняются.
Алгоритм работы с квартирами с коммунальными долгами предполагает следующие действия:
- предупредительные мероприятия (уведомление о наличии задолженности, обсуждение на собраниях с целью избежания судебного разбирательства);
- планирование взыскания коммунальных долгов (досудебное претензионное разбирательство с неплательщиками, переговоры и процесс медиации);
- судебное разбирательство;
- выполнение судебного взыскания долгов ЖКХ на основании вступившего в силу судебного решения;
- банкротство неплательщика.
Судебное взыскание заслуживает особого рассмотрения. С 1 июня 2016 года данная процедура была значительно упрощена при разбирательствах с долгами менее 500 тыс. рублей.
Взыскание коммунальной задолженности в принудительном порядке представляет собой обязательное выполнение требований кредитора и оплата долга в полной мере. Приказное производство является порядком рассмотрения требований кредитора посредством изучения предъявленных подтверждений без проведения судебных заседаний с выслушиванием сторон и выдачей судебного постановления.
Судебный приказ является исполнительной бумагой, то есть на ее основании кредитор может немедленно приступать к взысканию задолженности за коммунальные услуги.
Приказное судопроизводство используется с целью повышения эффективности защиты в суде интересов кредиторов, которым не требуется полноценное рассмотрение дела в суде.
Взыскание долга за коммунальные услуги в судебном порядке предполагает необходимость сбора перечня подтверждений и подачу искового заявления, а также судебные разбирательства и заседания с присутствием сторон. Главной задачей является выдача исполнительной бумаги, на основании которой кредитор имеет право требовать уплату долга. Законодательно предусмотрено два способа получения исполнительной бумаги и взыскания долга по коммунальным платежам – путем приказного и искового производства.
Основными достоинствами судебного приказа являются:
- оперативность оформления (на протяжении 5 дней от даты получения заявления о выдаче судебного приказа);
- нет необходимости судебного разбирательства и заслушивания сторон;
- судебный приказ выступает в роли исполнительного документа, на основании которого возможно оперативное взыскание долга.
Обратиться за выдачей судебного приказа может кредитор в случае долга за коммуналку не больше 500 тыс. рублей. В роли кредитора могут выступать управляющая компания, ТСЖ, жилищная контора или организация, предоставляющая коммунальные услуги населению. В остальных ситуациях дела о взыскании задолженности рассматриваются на общепринятых основаниях на основе подачи искового заявления.